Гимнастика для пробуждения после дневного сна. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Дневной отдых в садике имеет особенное значение в режиме дошкольника. От того, как пройдет пробуждение ребенка, зависит его настрой, состояние организма и то, как он проведёт оставшееся на день время.

В детсаду разбудить ребят сложнее, чем мамам и папам в домашних условиях, ведь необходимо, чтобы большое количество детей почти в одно, и то же время отошли ото сна, да ещё и выполнили это правильно. Выполнить данную задачу сложно, но со знанием определенных методов, возможно.

Цели и задачи гимнастики после сна

Цель гимнастических упражнений – обеспечение постепенного перехода от отдыха к бодрствованию. Для детей младшей группы это особенно актуально: пробуждение им дается труднее, дольше проходит адаптация к деятельности.

Задачи гимнастики после дневного сна:

  • укрепить мышцы;
  • предупредить простуду, ОРВИ;
  • поднять внутренний настрой;
  • укрепить легкие, сердце;
  • противостоять развитию плоскостопия, искривления позвоночника, расстройств опорно-двигательного аппарата;
  • воспитать привычку разминаться после сна.

Комплексы составляют так, чтобы задействовать все важные системы организма: сердечно-сосудистую, легочную, иммунную. Упражнения в игровой форме предупреждают раздражительность и тревожность, возникающие при пробуждении, обеспечивают комфортные условия внутри групп.

Зарядка после сна в детском саду рекомендуется для всех возрастов. Для детей первой, второй младших групп – в виде игр, с короткими потешками, стихами. Для средней и старшей группы – более продолжительные комплексы, ролевые и сюжетные игры.

Дети любят вставать под негромкую просыпательную музыку. Затем – забавные упражнения лежа (веселые потягушки, хлопанья, «пальчики»). После переходят к активным занятиям стоя (ходьба, прыжки, бег, приседания). При постоянном выполнении корректируется осанка, укрепляются мышцы.

В бодрящую гимнастику после сна для подготовительной группы детского сада входят дыхательные тренировки. Занятия укрепляют легкие, развивают артикуляционный аппарат. Дети быстрее начинают произносить «чистые» звуки.

Зачем нужна зарядка

Гимнастика после сна в ДОУ — это блок физических занятий, дающих спокойный переход от состояния покоя к бодрости организма. Цели выполнения гимнастики после просыпания в дошкольном учреждении следующие:

  • подъём тонуса мышц;
  • повышение настроения;
  • укрепление иммунной системы;
  • укрепление органов дыхания;
  • профилактика патологий позвоночного столба, стоп;
  • воспитание привычки заниматься зарядкой.

Каждый день воспитатель подбирает физические задания для:

  • Тонизирования ЦНС (то есть защита от раздражения, тревоги, которые могут развиться после сна).
  • Нормализации работы организма (сердце, сосуды, легкие, а также иммунная система).
  • Улучшения настроения среди воспитанников в разных группах (2-3, 4-5, 5-6 лет).

Обратите внимание! Проведение оздоровительной гимнастики после дневного сна в ДОУ поможет малышам настроится на учебу, дети лучше будут воспринимать информацию и с удовольствием слушать преподавателя. От правильного пробуждения зависит общее состояние психики.

Правила выполнения бодрящей зарядки

Чтобы подготовить ребят младшей, средней, старшей и подготовительной группы, помочь им взбодриться после сна, следует выполнять определенные рекомендации:

  • Температурный режим воздуха в группе не должен быть меньше +16-18 °С.
  • Подбирать комплекс заданий надо, учитывая те, что проводились до дневного отдыха. К примеру, перед приемом пищи у дошкольников была тематическая игра, это означает, после отдыха можно наибольшее внимание отдать блоку с приседами, бегом, а наклонами.
  • Для тех воспитанников, которые встали раньше, нужно было бы организовать 1-2 блока занятий, к примеру, «ленивого» типа.
  • Из вещей на детях должны быть трусики и футболка. Говоря о зиме, то пижамные брюки, кофта. Для заданий на коврике следует подготовить чешки или носки.
  • Нельзя ребенка заставлять. Если малыш не хочет заниматься вместе со сверстниками, то ругать его строго запрещено. Надо понять причину отказа.
  • Летом блок зарядки рекомендуется делать на веранде или на травке у садика.
  • Во время зарядки, расслабление должно быть наиболее продолжительным по сравнению с нагрузкой организма.

  Комплекс утренней зарядки для детей с музыкой

Обратите внимание! Сколько сделать повторов, зависит от эмоций воспитанников и их возраста.

Структура гимнастики

Правильной структурой будет сочетание 2-3 задания в постели, 1-3 на ковре и 2-3 дыхательных, выполняемых под тихую музыку (к примеру, звуки моря или классические произведения). Бодрящая гимнастика в ДОУ длится 5-10 мин. Как известно, у воспитанников детсада наглядное, образное восприятие мира основное. Заниматься следует, применяя специальный инвентарь:

  • рисунки;
  • мягкие игрушки;
  • слайды;
  • плакаты.

Обратите внимание! Гимнастические упражнения после просыпания для дошкольников очень важны. Ведь благодаря гимнастике дети не только активизируют организм, но и обучаются проявлять заботу о личном здоровье.

А нормализация состояния организма детсадовца — одна из главных задач его воспитания в детском садике.

Комплексы упражнений по возрасту

Базовый комплекс включает симбиоз заданий в кроватке, на полу или на специальном коврике. Дети занимаются 5-10 мин., в зависимости от возраста — малыши 5 мин., средняя группа 7 мин. и старшая, подготовительная 10 мин. Это универсальный план, так как он направлен на профилактику болезней детского организма.

Важно! Относительно возраста дошкольников, отличия состоят не только во времени зарядки, но и в кратности исполнения и количестве упражнений. Так, для ясельной группы блок «Зарядка в постели» не меняется, а вот другие блоки можно не выполнять или сделать короче.

Типы упражнений

Если говорить о корригирующей гимнастике после сна, то она включает:

  • упражнения сразу после пробуждения — в кровати;
  • занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
  • корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
  • дыхательная гимнастика.

Виды гимнастики

Существует несколько классификаций.

Физкультминутки – небольшие перерывы во время учебных занятий, короткие «передышки» в течение всего дня. По продолжительности и набору упражнений различают:

  • комплексы (упражнения, направленные на работу разных групп мышц);
  • физкультурные паузы (6-8 общеразвивающих упражнений в течение 5-10 минут);
  • мини-паузы («потянуться», «встряхнуться», «потрясти ручками»; занимают от 20 секунд до 1 минуты).

По влиянию на организм ребенка:

  • общеразвивающие;
  • для плечевого пояса, верхней части тела;
  • для пальцев и рук;
  • зрительная гимнастика;
  • для повышения активности (после сна, в перерывах между монотонными занятиями);
  • корректирующие осанку;
  • для предупреждения плоскостопия;
  • дыхательные.

Отдельно выделяют самомассаж, релаксационный тренаж (развитие умения расслабляться, снимать напряжение).

Комплекс гимнастики после дневного отдыха повышает у детей умственную и физическую активность. Организму легче подготовиться к восприятию психологических нагрузок.

Типы упражнений:

  • потягивания тела;
  • прыжки;
  • приседания;
  • махи ногами и руками;
  • легкие для исполнения элементы йоги;
  • разминка на тренажерах (гимнастические мячи, массажные коврики);
  • занятия для восстановления мелкой моторики (разминка пальчиков, кистей рук).

В комплексы рекомендуется также включать дыхательные упражнения, закаливающие мероприятия.

Элементы гимнастики после сна

Гимнастика после сна — как разноцветная мозаика, которую каждый день можно собирать заново, составляя из её основных элементов новый образ.  Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:

  • потягивание;
  • дыхательные упражнения;
  • махи руками;
  • поглаживание биологически активных зон;
  • прыжки;
  • приседания;
  • несложные элементы йоги;
  • пальчиковую гимнастику;
  • гимнастику для глаз;
  • визуально-акустические упражнения.

Несмотря на то, что гимнастика после сна обычно бывает непродолжительной, воспитатель может комбинировать отдельные элементы и фрагментарно использовать понравившиеся разработки.

Видео-пример утренней гимнастики:

Упражнения в кроватках

Зарядка после сна занимает по времени 5-10 минут, не больше. Начинается она с занятий в кроватях.

Читайте также:  Почему человек много спит, что это значит и вредно ли это

Картотека упражнений:

  1. Потягивания. Лежа на спине, дети поднимают попеременно руки и опускают на постель за голову. Выполнять с закрытыми глазами. Вариант – потягиваться руками и ногами вместе. Сделать 4-5 подходов.
  2. Самомассаж рук. В положении со скрещенными ногами, «мыть» ручки, тереть сильно ладошки, сжимать-разжимать пальчики. Должно появиться чувство тепла.
  3. «Пляска». Лежа, завести руки за затылок, поднять одновременно ноги вверх. Разводить руки-ноги в стороны. Повторить 3-4 раза.
  4. «Рыбка». Упражнение выполняют лежа на животе. Поднимают голову, плечи отводятся назад. После приподнимаются ноги и вытянутые вперед руки. Задерживаются в одном положение на 2-3 секунды и расслабляются. Повторить 2-3 раза.

Если вдруг малыш отказывается заниматься гимнастикой, ругать и заставлять его нельзя. Лучше узнать причину недовольства и уговорить (без принуждения) продолжить занятия. Не хочет – пусть наблюдает за другими детками. Потом у него появится желание повторять веселую зарядку вместе со всеми.

Гимнастика после дневного отдыха в дошкольном учреждении

Занятия ведут под музыку. Воспитатель или сами ребята читают стихи, потешки.

Разминка проходит в хорошо проветриваемых комнатах с температурой не ниже +16-+18°C. Действия воспитателей дошкольных учреждений должно полностью соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Руководители следят за порядком в группе и не допускают травм детей.

Варианты упражнений:

  • «Велосипед». Дети лежат на спине и крутят педали импровизированного велосипеда, сопровождая действие соответствующими звуками «ж-ж-ж» (4-5 раз).
  • «Котенок». Приняв позу отдыхающей кошки, ребята мурлыкают, потом встают на колени и выгибают спину. Одновременно произносят «ш-ш-ш». Выполнять 5 раз.
  • «Рычание». Малыши делают вдох, выдыхают и начинают рычать. Скалят зубы, сгибают напряженные пальцы, как когти.
  • «Чебурашка». Воспитанники сидят «по-турецки» и «лепят» уши Чебурашке. Поглаживают свои ушные раковины, похлопывают, прижимают, как будто приклеивают на них глину, чтобы уши не отвалились. Повторяют – 4-5 раз.

Ребята спят в одежде по сезону: если на улице лето, то майка и трусы, если зима, то пижамы. В таком же виде и занимаются. При использовании ковриков во время упражнений стоит надеть носки.

Дети не должны перенапрягаться. Расслабление во время разминки более длительное, чем напряжение.

Массажные дорожки

Опорно-двигательный аппарат у детей развит слабо. Любые отклонения от нормы в раннем возрасте повлекут за собой осложнения в будущем. Распространенное нарушение – плоскостопие.

Массажные дорожки («дорожки здоровья») – это коврики, состоящие из разнообразных материалов и секций. Разные текстуры массируют стопы, создавая различное давление на точки. Ходьба по таким коврикам влияет на двигательный аппарат малышей, здоровье ног и на нервную систему.

Массажные дорожки могут включать десятки типов рифленых поверхностей, которые отличаются степенью воздействия и оздоровительным эффектом на стопы.

Типы:

  • мягкие;
  • жесткие;
  • волнистые;
  • с шипами;
  • ребристые.

Коврики делают из:

  • бамбуковых палочек, сочетаний круглых и плоских, больших и маленьких;
  • бусинок разных размеров и форм;
  • льняных завитков, узелков, жгутов (грубый лен хорошо улучшает кровообращение в ногах);
  • разноцветных и прозрачных камешков, имитирующих берег моря.

Читайте также:  Как попасть в осознанный сон, возможно ли погрузиться в него с первого раза

Популярные и недорогие массажные дорожки из пластика, имитирующего различные текстуры и поверхности. Они состоят из отдельных элементов, которые можно соединять по своему усмотрению.

Самодельные дорожки делают из:

  • пуговиц;
  • жестких губок;
  • грубых шнуров;
  • карандашей;
  • пластиковых крышек.

Материалы пришивают к жесткой поверхности. Иногда нашивают кармашки, в которые насыпают песок, фасоль, косточки от фруктов и другие наполнители.

Располагают дорожки в игровой зоне. Упражнения, которые выполняют малыши:

  • «Ласточка». Стоя на левой ноге и разведя руки по сторонам, поднимают правую ногу и отводят назад. Повторяют с другой ногой.
  • «Медвежья прогулка». Дети двигаются на руках и ногах, подняв высоко таз. Имитируется движение медведя.
  • «Незнайка». Поднимать плечи и вставать на носочки одновременно. Становиться на стопу, опуская плечи.
  • «Змейка» («Паровозик»). Дети идут друг за другом.

Малыши двигаются по дорожкам на носочках, пятках, обычным способом, могут бегать, прыгать или ползать. Благодаря различной постановке ног, мышцы получают полную нагрузку.

Когда дети ходят в колонне, они учатся сдержанности: стараются не толкать друг друга, вести себя спокойно, дружелюбно. Повышает интерес к упражнениям использование словесных игр-сопровождений.

Упражнения для разных групп

Гимнастика после сна в младшей группе

Наиболее продолжителен дневной сон в младшей группе детского сада. Малышам бывает сложно проснуться в хорошем настроении. Если сон был крепким, они могут не сразу сообразить, где находятся. Дети плачут, капризничают, отказываются вставать, умываться, одеваться. Поэтому во время проведения упражнений акцент делается на эмоциональной составляющей гимнастики: правильном подборе музыки, речевого сопровождения, гармонизации общей атмосферы занятия. Образы, которые будет создавать воспитатель во время выполнения упражнений, должны быть притягательными.

Комплекс упражнений «Солнечный лучик»

Солнечный лучик в небе проснулся, Солнечный лучик к окну потянулся. Там, за окошком, двадцать ребят Дружно в уютных кроватках лежат. (Дети потягиваются лёжа в постели) Эй, просыпайтесь, девчонки, мальчишки! Платьица надо надеть и штанишки! Где у вас ручки? (Поднимают руки, по очереди трясут ими) Где у вас ножки? (Поднимают ноги, по очереди делают махи) С вами сейчас поиграем немножко! Ну-ка, представьте, что лето настало: Город проснулся Потирают кулаками глаза). И солнышко встало. (Поднимают руки над головой, тянутся). Вот и отлично! Значит, поедем Вдаль по дорожке на велосипеде! (Делают упражнение «Велосипед») Ехали, ехали… – На мельницу приехали! (Делают упражнение «Мельница») Дальше поехали Ехали, ехали… – К речке приехали. Помочим ножки, Потрогаем водичку! (Встают с кроваток, поочерёдно опуская ноги на пол) Ай, водичка холодна! Вот и ножка одна… (Прыгают на правой ноге) А вот ножка другая, Шустрая какая! (Прыгают на левой ноге) Мы в водичке постояли, Искупались, (Делаю движения руками, имитирующие плавание) Поныряли… Ай, хорошо! (Делают приседания с вытянутыми вперёд руками) Встали с пятки на носочек, Дружно вышли на песочек. (На носочках выходят из спальни в общий зал, где уже подготовлены массажные коврики) По песочку походили – На камешки наступили. Ох, горячо! (2 минуты шагают на месте по резиновым коврикам) А теперь мы поднялись, (Сходятся в центре зала) Дружно за руки взялись. (Образуют круг) Потянулись, (Потягиваются), Улыбнулись. (Улыбаются друг другу). Наконец-то мы проснулись!

Гимнастика после сна в средней группе

Гимнастика для воспитанников средней группы должна включать в себя большее число упражнений. Она направлена уже не только на эмоциональное сплочение ребят, но и на комплексное оздоровление детского организма. Обязательны элементы дыхательной гимнастки. Целесообразно сочетать игровые приёмы с комплексом упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки.

Читайте также  Шьём простынь на резинке в детскую кроватку своими руками

Комплекс упражнений «Цветочки»

На поляне цветочки проснулись (Дети потирают глазки, лёжа в постелях), Прямо к солнышку все потянулись. (Потягиваются, затем встают рядом с кроватками). Покачали головками дружно. (По часовой стрелке вращают головой). Поскорее проснуться им нужно! А теперь поднимем правый лепесток, (Поднимают правую руку) Скажем по цепочке, кто какой цветок! (Дети по очереди представляются) Молодцы, ребята! А теперь листочки дружно протяните, (Протягивают руки вперёд) Свежий ветер дует, (Воспитатель изображает ветер). Ну-ка все вдохните! (Дети делают глубокий вдох, затем – медленный выдох, повторяют упражнение 5-10 раз) А теперь покажите, цветочки, Как согнулись на стебле листочки! (Выполняют наклоны 5-10 раз). Как стоим на песочке горячем, (Поочерёдно стоят то на правой, то на левой ноге) Как от солнышка глазки мы прячем. (Закрывают ладонью левый глаз, потом считают до пяти, закрывают правый – и наоборот  (повторить 4 раза)). А теперь мы зажмуримся дружно, (Крепко зажмуриваются на 30 секунд, затем открывают глаза и часто моргают (повторить 6 раз)) Отдохнуть нашим глазонькам нужно! Чтобы глазик был зорким и чистым, Будем хлопать ресничками быстро. (Хлопают ресницами 30 секунд). Ну, цветочки, проснулись? (Дети отвечают: – Проснулись!) – Оглянулись вокруг? – Оглянулись! – Улыбнулись друзьям? – Улыбнулись! – Ну, тогда умываться пойдём Свежим-свежим весенним дождём! (Уходят умываться, причёсываться).

Гимнастика после сна в старшей группе

В старшей группе время проведения гимнастики можно увеличить. В комплекс упражнений рекомендуется включать занятия с тренажёрами и/или спортивными предметами. Ребятам пяти лет хочется хорошенько подвигаться, размяться. Дневной сон к этому времени становится для многих из них процедурой скучной и необязательной, ребята буквально заставляют себя пролежать положенное время в кровати. Так что чем больше движений будет предложено на гимнастике, тем больше восторга это вызовет. Можно поэкспериментировать и предложить детям игры со скакалкой, лентами, кеглями, обручем, резинкой.

Комплекс упражнений «Мы ходили в зоопарк»

Дружно мы встаём с кроватей, Нам лежать без дела хватит! (Дети поднимаются). Раз, два, три, четыре, пять – В зоопарк идём гулять! (Маршируют на месте, затем, после необходимых водных процедур, расчёсывания и одевания, проходят в спортивный зал). Посмотрите! Кто там в клетке? (Наклоняются вперёд, приставив руку к глазам). Шимпанзе висит на ветке! Улыбается прохожим… Шимпанзе, и мы так можем! (По очереди подходят к брусьям/турнику, по 30 секунд висят на вытянутых руках). Ну а здесь… большая кошка Важно ходит по дорожке…. Грациозные манеры…. Ах, не кошка ты? Пантера! (Встают на коврики, выгибают спину, как кошки) Ну а в этой клетке зайки – Вместе с ними поиграй-ка! Рядом с зайцами легко Будем прыгать высоко. (Дружно делают 10 прыжков, воспитатель выбирает того, кто прыгнул выше всех) Дальше мишка косолапый, Он за ухом чешет лапой. (Делают движение рукой за ухом). Ходит с пятки на носок, Лапами наискосок. (Ходят по кругу: 1 круг на носочках, 2 круг – на пяточках, 3 круг – на внешних сторонах подошвы). Вот стоят старушки-цапли, Не уставшие ни капли. Подражать сумеем им: Точно так же постоим. (Стоят минуту на левой ноге, затем – минуту на правой). А питоны так длинны… Во-о-н их головы видны. (Несколько раз обегают расставленные воспитателем кегли «змейкой») А теперь, а теперь, Покажи, какой ты зверь! (Каждый ребёнок изображает выбранное животное, свободно перемещается по залу, даёт выход накопившейся энергии) В зоопарк мы все сходили: Руки-ноги разбудили. Раз, два, три четыре, пять – Будем дальше мы играть!

Гимнастика после сна в подготовительной группе

Особенно разнообразной и продуманной должна быть гимнастика после сна в подготовительной группе. Перед нами уже почти взрослые люди, сформировавшиеся личности. Их не так просто увлечь созданием театрализованного действа, зато подойдут игровые комплексы, рассчитанные на взаимодействие в команде. Как правило, подготовительная группа – это уже настоящий коллектив, в котором дети привыкли друг к другу, готовы обмениваться опытом, помогать друг другу. Гимнастические упражнения можно совмещать с «зарядкой для ума», играми на сообразительность, скорость реакции, концентрацию внимания будущих школьников.

Комплекс упражнений «Спортивный алфавит»

Сонный час со всеми снами, Был ты долгим слишком! Просыпайтесь вместе с нами, Буквы в наших книжках! Вот проснулась буква «А», Стала галочкой сперва, Низко наклонилась, За палочку схватилась. (Дети выполняют наклон вперёд с прямыми ногами, поднимают с пола палку или карандаш). Вот проснулась буква «Б», Заиграла на трубе. На колени встала, Ручкой помахала. (Садятся на колени, вытягивают вперёд прямую руку). Вечно тянет буква «В» Свои руки к голове. (Сидя в той же позе, руку прикладывают ко лбу). Буква «Г» согнулась – К ребятам потянулась. (Стоя на месте, корпус и вытянутые руки протягивают вперёд). «Д» на корточки присела. (Садятся на корточки, максимально разведя колени в стороны). «К» вперёд шагает смело. (С прямой спиной шагают приставным шагом, взмахивая рукой). Вот срослись две буквы «К» – «Ж» похожа на жука! (Делают то же парами, встав спиной друг к другу). Буква «Л» спокойно встала. (Встают в позицию «Ноги на ширине плеч»). Буквой «М» тихонько стала. (Встают рядом в той же позиции, разбившись на пары). «Н» скакалку натянула. (Двое ребят встают друг напротив друга и натягивают между собой скакалку, изображая перекладину буквы «Н»). «О» головушкой качнула. (Качают головами, округляют рты). «П» скакалку подняла. (Так, как и с буквой «Н», только держа скакалку над головами). «Р» честь кому-то отдала. (Приставляют руку ко лбу). «С» старушечкой согнулась. (Опускают головы) «Т» красиво потянулась. (Разводят руки в стороны). Выгнув руки, «Ф» прошла. (Встают, уперев руки в бока). «Х» ручонки подняла. (Ставят ноги на ширину плеч, руки поднимают над головой). «Ш» на спинке полежала, Ручки-ножки поразмяла. (Ложатся животом вверх, поднимают руки и ноги). «Я» вперёд отставит ножку – Мол, умаялась немножко, – Выдохнет и постоит… Ай да бойкий алфавит! (Десять раз делают глубокий вдох, затем выдох).

Вот так весело, дружно и увлечённо, с учётом возрастных особенностей, можно проводить занятия гимнастикой после сна в детском саду. Фантазируйте вместе с детьми – и у вас всё получится!

Методика проведения

Если подвести итого вышесказанным особенностям организации корригирующей гимнастики, то можно прийти к выводу, что оптимальным соотношением будет комбинация 2–3 упражнений в кровати, 1–3 на полу или на коврике и 2–3 дыхательных, проводимых под спокойную музыку (например, звуки природы или классику). На выполнение гимнастики в целом уйдёт 5–10 минут.

Потраченные 5–10 минут после сна помогают сохранять и укреплять здоровье детей

Таблица: картотека упражнений после сна

Этот комплекс можно назвать универсальным, так как, он направлен на профилактику проблем со здоровьем. Что же касается возрастных особенностей, то различия будут в кратности выполнения и количестве упражнений. Так, для первой младшей группы блок «Упражнения в кровати» остаётся в неизменном виде, а вот второй и третий блоки можно сократить.

Наглядность для проведения гимнастики

Как известно, у малышей-дошколят наглядно-образное восприятие мира лидирует. Выполнение заданий должно идти в сопровождении ярких, подходящих по размерам:

  • картинок;
  • мягких игрушек;
  • слайдов;
  • плакатов.

Лидирующие позиции остаются за игрушкой. Дело в том, что дети воспринимаю её как друга, товарища, а значит, более охотно выполняют поставленную задачу. Для младших групп такой персонаж выполняет функцию ролевой модели, а для старших — младшего товарища, которому требуется помощь друзей постарше.

Если есть возможность продемонстрировать малышам слайды, например, с тем героем, который пришёл их сегодня будить, то такой переход к бодрствованию будет лёгким и здоровым.

Массажный коврик также может быть обыгран в качестве средства наглядности: например, если он — лесная тропинка или мостик через речку

  • https://vospitanie.guru/fizicheskoe/kompleks-bodryashhej-zaryadki-posle-dnevnogo-sna-v-detskih-sadah
  • https://poryadkov.ru/poleznye-sovety/gimnastika-posle-sna/
  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/korrigiruyushhaya-gimnastika-v-detskom-sadu.html
  • https://vremiasna.ru/detsky-son/uprazhneniya-posle-sna-v-destkom-sadu.html