По оценкам экспертов ЕС, около 30% аварий со смертельным исходом случается из-за переутомления водителей. Между тем, по данным исследований Германского офтальмологического общества, каждый четвертый водитель во время длительных поездок ведет автомобиль именно в состоянии крайнего переутомления. Причем, 99% водителей, участвовавших в исследовании, не заметили наступления переутомления! Компания Ford провела исследование, которое показало, что 32% российских водителей хотя бы раз в жизни засыпали за рулем. Около 4% опрошенных заявили, что просыпались, только когда съезжали на обочину или попадали в аварию. Только треть водителей предпочитает свернуть с дороги в момент усталости и поспать 20-30 минут. Ещё столько же пьют за рулём тонизирующие напитки (чай, кофе) и энергетики.
23% водителей отгоняют сон громкой музыкой, а 7% делают лёгкие физические упражнения. Остальные предпочитают жевать за рулём жвачку, грызть семечки, решать в уме логические задачки и прочее. Но есть и другие методы.
В России и Украине в продаже есть электронные сигнализаторы усталости (закрепляются на ухе, как наушники), которые издают резкий звук, если водитель начинает засыпать. Приобретите это устройство, если вы часто подолгу находитесь за рулем автомобиля. За границей существуют системы, которые следят за маркировкой на дороге. Если машина отклоняется от этой маркировки вправо или влево, подается громкий сигнал, от которого водитель приходит в чувство за полсекунды. В России разработана система непрерывного психофизиологического состояния водителя в пути — Vigiton, которая подает сигнал тревоги при снижении уровня бодрствования водителя до критических величин, а также подает внешние световые и звуковые сигналы, по которым другие водители смогут понять, что машина не управляется должным образом. Согласно более чем десятилетним испытания, точность определения опасного состояния водителя составляет 99,99%, что позволяет признать эту систему одной из самых точных в мире. Для мониторинга состояния водителя в системе Vigiton используются браслет и перстень на руке водителя. А японские ученые обещают в ближайшее время выпустить водительское кресло, которое будет следить за состоянием водителя. В сидение будут встроены датчики, измеряющие пульс и давление водителя, причем показания будут верными даже при большом количестве одежды на человеке. Как только показатели зафиксируют признаках засыпания, кресло соответствующим образом отреагирует.
Дальние поездки очень утомительны
Все относительно и каждый водитель «дальность» понимает по своему. К тому же время наступления усталости в пути зависит от состояния дорожного покрытия, технических возможностей автомобиля, опыта и здоровья водителя. Вот пример. Нужно преодолеть 300 км. По хорошей трассе здоровый отдохнувший водитель на хорошем авто на скорости 160 км/час доедет до конечного пункта назначения за 2-2,5 часа. Но плохая дорога и старая машина не будут способствовать высоким скоростям. 80 км/час — и ваша поездка удлиняется в два раза. И это, не учитывая непредвиденные обстоятельства, в виде «пробок», закрытых железнодорожных переездов, остановки автоинспектором, неспешных водителей перед вами и т.д. и т.п. Совет: оценивайте «дальность» не по расстоянию, а по времени, которое вы затрачиваете на поездку. Длительной считайте поездку, в которой проводите больше пяти часов. Начинайте принимать профилактические меры от усталости намного раньше: останавливаться и отдыхать нужно как минимум через каждые три часа.